2 марта 2023

Пеше-водный поход

Поход по Приполярному Уралу на пакрафтах

Идея была простая: прогуляться пешком по горам, а потом сплавиться по речке. Регион тоже было выбрать не сложно: давно хотел посмотреть, почему магазин Манарага так называется. Так что мы с Кириллом Сергеевичем решили отправиться на приполярный Урал, в нацпарк Югыд Ва.
Пеше-водный поход по Приполярному Уралу,
Июль 2021
Текст: Миша Васильченко
Фото: Миша Васильченко, Кирилл Белов
~ ~ ~

Мы скачали готовый план из интернета, купили билеты на поезд, страховку, аптечку и разрешения в нацпарк, насушили еды, заявились в МЧС, десяток раз перепаковали рюкзаки, чтобы все ненужное влезло, а нужное осталось дома, нашли заброску до старта (спасибо, Дима и Юра), купили спутниковый трекер и многое-многое другое. В общем, сделали ту кучу дел, из которых и состоит подготовка к походу. Особенно, если долго не ходить в длинные походы. А я не ходил давненько.
Готовлю раскладку
Пешая часть. День 1

В походе главное – это рюкзак. Первый вопрос при встрече с коллегами-походниками: «А сколько у вас рюкзаки весят?» Так вот, рюкзаки у нас были больше, чем хотелось бы, килограмм по 24. Но меньше, чем у кого бы то ни было вокруг. Так что при погрузке в вахтовку они оказались сверху, что только к лучшему. Ультралайт снаряга не очень вынослива.

От Инты до места старта недалеко, всего около 130 км. За 6 с небольшим часов мы доехали. Выгрузились, попрощались с попутчиками. Так-то у всех планы на этот день были схожими — дойти до Бублика, но очень уж хотелось им, нашим попутчикам, разгрузить свои рюкзаки хотя бы чуть-чуть, и они пошли обедать. Мы с Кириллом могли потерпеть, так что сразу выдвинулись.
Дорога шла вдоль озера, пересекала многочисленные ручьи, и была, мягко говоря, заболоченной. Так что мы чуть поднялись по склону Старухи-Из и нашли там тропу. Успех. Впрочем, через пару переходов (50 минут идём, 10 отдыхаем) тропа затерялась. Нашлась. Снова затерялась. Такое часто случается, когда тропа набита оленями (в средне-рогатом смысле слова). Озеро к тому моменту закончилось. Дорога, насколько это было видно, была сухая, так что мы, по возможности сохраняя набранную высоту, пошли к ней. Удалось даже обойти весь ольховник, хотя по зарослям карликовой березки пришлось потоптаться.

На дороге мы нагнали самую угнетенную касту туристов в горах: катамаранщиков. Эти выносливые, суровые люди с гордостью носят свои неподъемные рюкзаки, впрочем не гнушаясь даже и челноком. Самые хитрые таскают только баллоны, рассчитывая вырубить раму и весла на старте. Но встреченные нами были матерые, они несли и раму. Что правильно, конечно: в нацпарке нельзя рубить деревья. Ребята пожаловались, что один из них из-за болезни не может более идти и спросили, нет ли у нас связи, чтобы вызвать помощь. Связь у нас была, но, по большей части, односторонняя, так что помочь мы бы не смогли. Да и от ближайшего очага цивилизации ребята ушли недалеко, не больше часа пешком без груза.. К тому же рекомый больной шел сам, только без рюкзака, так что болезнь его вряд ли была серьезной.
Спустя ещё пару переходов, перейдя вброд Балбанью, мы начали подъем на перевал Валдик. Под перевалом было безымянное озеро, возле которого можно было переночевать. Даже не так. В плане, скачанном из интернета™, предполагалось ночевать именно на этом озере. Но совсем рядом, в паре километров и немногим выше было озеро Бублик (и перевал Каркар). Конечно, озеро, имеющее имя собственное, выигрывало вчистую, а уж перевал Каркар (1А) своим завораживающим названием явно побеждал связку пер.Валдик (нк)—пер.Зигзаг (нк). В общем, мы пошли к Бублику. И в 6 вечера уже ставили лагерь и готовили ужин.
День 2

Ночью погода была мерзенькой. Дул ветер (мне в моей однослойной палатке только в радость, до определенных пределов, конечно) и временами шел дождь. К тому же коллеги по заброске к 10-11 вечера тоже добрались до Бублика, своим пением напоминая суровое погодное явление. Мы давно спали. На следующий день намечалось восхождение на г.Народная и полудневка (план из интернета™) или переход через Каркар в долину Манараги (мой план).

В 5 утра погода была отвратительной. Вокруг было облако. В 6 «существенно ничё не изменилось». А вот к 8 начало распогаживаться. Временами даже была видимость на Народную. Позавтракали и вышли на гору. В первой части маршрут идёт через ущелье одного из истоков Балбанью по многолетнему снежнику. Кстати о снежниках. Все, кто впитал мудрость предков с молоком вайтпавдера, знают: "Никогда не ешь желтый снег!" А что нужно делать с розовым снегом? Наверное, фотографировать.
Розовый снег. Говорят, он пахнет арбузами. Мы не ощутили.
Спустя час выбрались на перевал. Полюбовались видами, порадовались закончившемуся подъему. И потеряли путеводные турики… Штош, в телефонах закачан трек, да и общее направление понятно. Выдвинулись. Облако тоже выдвинулось и накрыло подъем. И нас. Начал сыпать снег. Но мы бодро карабкались по куруму. И вдруг увидели человеческую фигуру. Путник ловко прыгал по камням нам навстречу. И встреча была что надо. Это был Олег Чегодаев. Человек-Трансурал. Автор браслета у меня на руке. Тот, из-за кого я вообще задумался про Урал. Да я в поезде ехал и высчитывал по дневнику Олега — не удастся ли пересечься.
Поболтали, сделали селфи. И разошлись. А тут и турики нашлись. Метель тем временем разыгралась. Пришлось даже натянуть капюшон ветровки. Спустя час с небольшим мы были на вершине. Где-то вверху светило солнце, вершину накрывало облако, задувала метель. Мы были на самой высокой вершине Урала. Как истинные альпинисты безо всякого другого смысла, кроме этого. Селфи и вниз: моя одежда рассчитана на непрерывное движение.
Тут должен был быть вид…
На пути к вершине
Я думал, что вершина здесь
Но нет, она выше
Впрочем, слегка спустившись и укрывшись за камни от ветра, мы съели заслуженную шоколадку, запив ее водой. Вот теперь вниз. Вскоре встретились и распрощались с попутчиками по заброске. И… потеряли турики. Упс. Нет, было понятно, что нам вниз, но бывают нюансы. Трек в навигаторе помогал не слишком — мы придерживались его, но тропы (а точнее, следов на снегу, и наших, и чужих) не было. Помог порыв ветра, развеявший ненадолго облако, так что видимость увеличилась до пары сотен метров. Мы оказались в чаше, из которой оказалось несложно выйти к гребню. По нему как раз кто-то шел на подъем. Спустя пару минут мы снова были на тропе.

Дальнейший спуск прошёл без приключений, хотя Кирилл и пытался найти их, катаясь на пятой точке со снежника. Через 4 с небольшим часа после выхода мы вернулись в лагерь. Чай, недолгие сборы и вперёд, на штурм перевала. Солнце еще высоко.
Подъем от Бублика сложности не составил: траверс через курум с небольшим набором высоты, короткий взлет и перед нами открылась красота. А заодно разрешилась лингвистическая загадка названия перевала, Каркар. Да, я не очень сообразителен. Перед нами лежал огромный кар. И, судя по всему, под ним был ещё один. И с той стороны, откуда мы пришли, тоже была пара каров. Так что ларчик открывался просто. Где-то вдали, полукилометром ниже, зеленела долина реки Манарага. Там-то мы и планировали сегодня ночевать.

Категорию этот перевал получил за юго-западную свою сторону. Спуск вымотал. Полтора часа карабканья (вниз) по крутопадающему курумнику. Но красиво. В какой-то момент я начал спотыкаться на камнях. Аж два раза за пару минут. Пришлось нарушить ритм 50/10 и отдохнуть внепланово. Кирюха эту идею поддержал восторженно. Ну, насколько восторг выразим в этих условиях. Обошлись без аплодисментов. Вымотались.
Наконец, спустились в зону лугов. Тропа заметно упростилась, а потом мы спустились в долину. И хоть дальше наш путь лежал через стланик, тропа была вытоптана так, что проблем это не доставило.

Спустя еще полчаса мы вышли на обзорную точку: здесь, под высоким холмом, сходились все многочисленные истоки Манараги и были видны их долины. Красиво. Но ветрено. Пошли искать место для стоянки. Локация-то популярная: здесь сходятся и те, кто шел через КарКар, и те, кто выбрал связку Валдик-Зигзаг. Но подходящую поляну нашли быстро. Потому что снова встали на ночлег рано. В 6 вечера.
День 3

Ночью погода была мерзенькой. Не было ветра, что мне с моей однослойкой сплошная печаль, не было и дождя. Но был туман. В 5 утра погода не радовала, в 6 начало раздувать туман. К 8 мы собрались и вышли. План на сегодня был прост: добраться до поляны под Манарагой, и, случись погода, совершить восхождение. Вообще говоря, добраться можно было пешком или сплавиться. Но воды в речку не завезли. Штош, пешком так пешком.

Первые же встреченные люди, в бахилах ОЗК, сообщили, поглядывая на наши кроссовки, что впереди ждут болота. Мы знали и не волновались. Ну болота и болота, в конце концов. К тому же воды не завезли не только в речку, но и в болота. Печали от мокрых ног мы не испытали. Впрочем, странное чувство заставило нас переобуться в кроксы, чтобы перейти ручей Олений. Ноги от этого суше не стали. Тем более, что вскоре тропа повела нас через кустарник. А сверху полил дождь. Так что возможностей промокнуть было много. Впрочем, когда мы выбрались на луга, с которых открылась наконец Манарага, дождь прекратился. Но вершина была в облаке. Увы.
Спустя 4 часа мы добрались до поляны, откуда начинается тропа на Манарагу. Пока ставили лагерь, обедали, то да се, натянуло облаков, зарядил дождь. Сегодня без вершины. Штош. Настало время полудневки. К тому же. К тому же рядом на поляне стоял наш товарищ по пакрафт сообществу, Ваня Vanderway. Совсем уж сюрпризом для нас такое соседство не было, встречу мы ждали и надеялись. У Вани и его группы как раз была дневка.

Во второй половине дня начали подходить люди. Катамаранщики и не только. Кое-кто даже вышел на вершину, впрочем, вернулся спустя час-полтора ни с чем: облако и дождь плотно накрыли всю округу. Спать легли поздно, трепались у костра с Ваней и Наташей.
День 4

Ночью погода была мерзенькой. Ветра не было, но дождь не прекращался. Конденсат по утру составил проблему. Впрочем, к 7 утра распогодилось. Позавтракали и вышли на вершину. Солнце светило вовсю, но облако все так же цеплялось за вершину. Спустя полтора часа вышли на пер.Студенческий (нк). И были вознаграждены невероятной радугой по другую сторону, в долине р.Капкан-Вож.

Вершина тем временем не желала отпускать облако, а Кирилл страдал от болей в колене. Начали они его донимать ещё накануне, была надежда, что отдых поможет. Но нет, даже простой подъем на Студенческий дался Кириллу тяжко. А впереди предстояла куда более сложная часть тропы, с неясными перспективами на погоду наверху. В общем, мы решили спускаться обратно.
Встречные группы пытались надавить на наши чувства альпинистов и повернуть нас вспять. Но мы проявили лучшую часть доблести. Нет, не то. Стойкость мы проявили. Через час уже собрали лагерь и двинули вниз вдоль р.Манарага до стрелки с Косью.

Погода поливала нас дождем и дразнила видами на Манарагу (ни облачка). Но мы были непоколебимы в своём стремлении начать сплав. К тому же колено Кирилла не позволяло ему наслаждаться прогулкой даже по плоскому. Так что пройдя всего пару км, мы, убедив себя в том, что дождь подлил в Манарагу достаточно воды, устроили под вовремя подвернувшейся лиственницей обед, а потом и стапель.
Водная часть.

В сплаве главное — это лодка. Но всем плевать, никто не спрашивает: "А что у тебя за суденышко?". У нас были пакрафты BlackPike Печенег в полном бурноводном обвесе. С молнией TiZip, позволяющей грузить вещи внутрь баллонов. И ещё мы не взяли сухие костюмы. Странное решение. Продиктованное пешей частью и верой в себя.

Моя сплавная одежда состояла из термобелья, полусухой куртки, брызгозащитных штанов, мембранных носков и кроксов. Кирюха был подготовлен лучше — у него, в отличие от меня, носки были неопреновые.

Теперь предстояло все это проверить на практике. Стапель занял много времени: нужно было сообразить, как распределить вещи по баллонам и палубной сумке — пайбегу. В общем, спустя пару часов мы отправились в путь. Манарага бодро текла сквозь череду перекатов (в лоции они были обозваны шиверами II-III кс). Воды хватало впритык, иногда приходилось проскребаться по камням, но нигде не пришлось выбираться из паков.
Дождь закончился, светило солнце, слалом между камней приносил радость. Но сидушка и пак у меня подтравливали. Странно, за неделю до похода я проверял герметичность и того, и другого. Штош, дойдя до Косью мы остановились отдохнуть (решили, что схема 50/10 годится и на воде). А заодно и посмотреть, можно ли это быстро починить. Травящее место в сидухе я нашёл быстро и залил его жидкой латкой. А вот пак так легко не дался. Впрочем, спускал он вроде не быстро, так что мы отправились по Косью.

Воды стало больше, но и русло стало шире. Так что количество камнежопинга существенно не поменялось. Зато там, где струя концентрировалась, стало значительно интересней. Вскоре предстояло пройти пару препятствий II-III кс. Первое из них проскочили почти ходом — полуметровый слив между двух камней мы посмотрели сверху из улова. А вот порог Труба (III кс) в Мраморном каньоне Кирилл настоял просмотреть. Да я и не возражал.

Пока ходили смотреть порог (линия была очевидной, да и не одна, приключаться там было негде), налетел ливень. А я нашёл травящий шов в паке. Пришлось дождаться конца дождя и залить его все той же жидкой латкой. Травить перестал.

Стартовал первым, в 30 метрах за мной Кирюха. Самым неприятным исходом было бы напороться на обливняк во входной шивере, кильнуться и уйти самосплавом. В теории. А так выдержал намеченную линию, забуфил выходную бочку и встал в улово на страховку. Кирюха тоже прошёл чисто и красиво.
Тем временем вечерело. До известной стоянки мы сегодня не дотягивали, но это волновало слабо — уж наши 2 палаточки приткнуть не проблема. Так, спустя ещё час и десяток другой шивер и перекатов разной степени интересности, мы нашли отличный остров у подножия горы Медвежая Лапа, на котором и расположились. В 6 вечера.

Кирюха отправился ловить рыбу (безрезультатно — для рыбы, кажется, высоковато), я готовил ужин. Мне предстоял вдумчивый ремонт пака и сидухи. Они все ещё спускали. Хоть и не так быстро. С сидухой справился быстро — счистил наскоро налепленную жидкую латку и нанес новую, по инструкции, в 2 слоя с 40-минутной паузой между нанесением. С паком провозился дольше. Вначале очистил следы быстрого ремонта и заклеил шов нормально. Подождал положенное время. Надул. Пак травил. С трудом нашёл ещё один травящий шов, в очень неудобном месте. Заклеил и его. Кирюха уже давно отправился спать, я же провозился почти до полуночи. Но дело того стоило — больше меня эти проблемы не беспокоили до самого конца похода.
День 5

Ночью погода была мерзенькой. Не было дождя и почти не было ветра. Но сырость от реки сделала свое дело, снова пришлось начинать утро аккуратно протирая палатку изнутри от конденсата. Встали мы рано, позавтракали, собрались и двинули дальше. Сборы заняли меньше времени, чем стапель, потому что схема расположения вещей уже была отработана.

Из именных препятствий сегодня нас ожидали шиверы Кедровая (III кс) и Аккорд (III кс). Но это во второй половине дня. А поначалу мы через череду безымянных шивер и перекатов (I-II кс) долго плыли вдоль отрогов Манараги, открывая все новые и новые виды на эту гору.
Обедали мы в устье реки Капкан-Вож. Где-то там, где должны были по плану из интернета™ устроить дневку спустя 3 дня. Погода после обеда испортилась, впрочем, дека и куртка одинаково хорошо держали воду с неба, с весел и с валов. Шиверы становилось все продолжительней, воды в реке стало достаточно для того, чтобы сделать слалом в них действительно интересным.
Наконец мы добрались до Кедровой шиверы. И следующие час с небольшим (мы остановилось разок перевести дух, правило 50/10 уже сидело в подкорке) стали изюминкой нашего сплава. Непрерывная череда шивер, слалом между камней, буф бочек и обливняков. Чистый кайф! А потом шивера Аккорд с поворотом и заключительной бочкой вынесла нас в идеальную локацию.

Река, зажатая между скал, тут неожиданно успокаивается после буйства шивер. Ямы глубиной несколько метров просматриваются насквозь. И в ямах гуляет хариус. Нет, мы уже видели плещущуюся рыбу выше, но не останавливались рыбачить. А тут я сам предложил Кирюхе расчехлить спиннинг, оставив себе обязанности фотографа. Первый же заброс - и хариус. Сорвался. Но второй заброс привел к успеху.

Жаль. Но мы не остались в этом месте на дневку. Не повторяете нашу ошибку. Оправданий нет. Вместо того чтобы остаться в этом идеальном месте, мы рванули дальше. Времени было вагон, никто нас не гнал. Кроме нас самих.
Ну вот. Дальше мы по все более и более успокаивающейся реке добрались до базы Индесей. Там нас встретил Андрей. И он тоже на пакрафте!

Мы поболтали, затопили баню. Кирилл поймал и приготовил хариуса. В целом было неплохо. Да нет, в целом было отлично. Мысль о том, что надо было остаться на стоянке возле Аккорда посетила нас только на следующий день.

В ночи нас нагнали катамаранщики. Те самые, которых мы видели в первый день. Они справились отправить заболевшего на материк. А заодно им объяснили, что их планы оптимистичны по времени: ребят очень подгоняли купленные билеты. Так что они безо всяких восхождений дошли до реки и гребли весь день. Баня ещё не успела остыть, что их порадовало. Точности ради, они подошли как раз тогда, когда я вышел освежиться в реке, так что мой вопрос: "А девушки среди вас есть?" был встречен с пониманием.
День 6

Ночью погода была мерзенькой. Ничем не запомнилась. Но дождя не было. Утром вышли рано. До финиша оставалось около 90 км, и мы хотели пройти большую часть за сегодня. Именное препятствие было одно — порог Белая Лошадь II кс. Но его и не было. Размыло давно.

Но река по-прежнему была красива. Высокие скалы, тайга, прозрачная вода. И вполне приличная скорость течения. После обеда в русле стали появляться острова, а вскоре река стала разбегаться по многочисленным и запутанным рукавам, лишь изредка собираясь вместе. Да и то, без карты и не понять.
Появилось больше времени наблюдать живность. Вообще в этом походе живность была представлена в основном пернатыми: чайки, крачки, кобчики, вороны. Но видели и каких-то грызунов и несколько диких оленей. А вот насекомые нас откровенно баловали своим отсутствием. Ни комаров, ни мошки мы практически не видели. Чудо. Нет, несколько раз приходилось надевать москитку: у Индесея и на следующей стоянке. И на некоторых перекатах стояли облака мошки, в которые было очень противно влететь на скорости — они мгновенно забивались в рот, заставляя откашливаться. В последний день активизировались оводы. Но ничего и близко не было настолько плохо, насколько мы к этому готовились.

Тем временем мы добрались до совершенно пустой базы Вангыр-Вом. Побродили по территории, выпили чаю и отправились дальше: до вечера (даже в нашем понимании) оставалось ещё пара часов, палатки на базе было негде ставить, а ночевать в избе не хотелось.
Вскоре после последней на маршруте ошеломительной скалы мы встретили первые моторные лодки. Перекинувшись парой слов, мы отправились дальше. Было уже 5 часов и мы искали место стоянки. Как водится, все удобные места испарились. Мы спустились уже достаточно низко, чтобы ольха занимала все доступное пространство. Но, ткнувшись в одно-два перспективных места, мы нашли вполне пристойные песочные наносы. Они были покрыты довольно свежими оленьими следами, но это нам не помешало поставить палатки. Кирюха безуспешно покидал спининг, пока я готовил ужин. И мы легли спать.
День 7

Ночью погода была мерзенькой. Впереди был последний день похода, и мы постарались просушить максимальное количество вещей. Но ночью пошёл дождь. Да и утром, дав нам лишь небольшую передышку на сборы, зарядил снова. Так мы и сплавлялись: 20 минут дождя, 10 минут солнца и снова дождь. К тому же, задул сильный ветер, а река петляла так, что он частенько становился встречным, заставляя напрягаться при гребле.
Утро
Но мы не торопились. До финиша нам оставалось пройти всего около 30 км, а "электричка" была только в 7 вечера. Так или иначе, к полудню мы добрались до устья реки Изъяю, поднялись по ней с полкилометра и закончили сплав в затоне с припаркованными лодками.

Тут стояло несколько лодочных гаражей, но никого не было, лишь на противоположном берегу выскочила и облаяла нас собака, пока ее хозяин возился с мотором. Убедившись, что за гаражами видна дорога (и несколько припаркованных автомобилей), мы занялись сборами.

Погода включила нам дождь, к счастью, у одного из гаражей была неплохая веранда, где мы и разместились со всем скарбом, пытаясь его просушить. Впрочем, пакам там места не нашлось. За пару часов мы перепаковались в рюкзаки, переоделись в "городское" и отправились к станции.

До станции Косью по прямой было около двух км. И даже была тропа, уходящая в ту сторону. Но пройдя по ней с сотню метров, мы убедились, что она сильно заболочена (да это было видно и на карте). Снова мокнуть и пачкаться не хотелось, так что мы отправились в обход, по весьма пристойной гравийке.

Спустя час с небольшим мы добрались до станции. Поход окончен. Но, черт побери, как же там было пустынно. Вдали стояли 2 пошарпанные пятиэтажки, причем одна из них угрюмо щерилась окнами без стекол, вторая тоже не проявляла явных признаков жизни. Через полчаса мы выяснили: магазина нет, связи нет, источников воды нет, кассы нет. Есть: станция и ее смотрительница, угостившая нас литром воды сомнительного цвета. Пара доброжелательных собак. Скамейка и навес. Зал ожидания, который сильно напоминал СИЗО. Расписание, из которого выходило, что мы можем попробовать уехать в 16:30 в Инту на пассажирском поезде, или дождаться 19:20, когда на станции встретятся и разойдутся 2 пригородных поезда — в Инту и в Печору.
Там мы и дождались вечера. И уехали в Печору, где и провели, впрочем не без пользы, следующий день: билетов на воскресенье уже не было. На поезд нас провожал Макс, с которым мы пересекались на пакрафтфесте. Почти случайно выяснилось, что он живёт в Печоре… А ещё неделю назад он тоже вернулся со сплава по Косью. Воистину, мир тесен.